Сочи, велосипед, Абхазия
Данные заметки написаны по свежим следам пребывания в г. Сочи, а именно в Адлере. Повод - командировка для участия в семинаре. Время – первые числа октября. Зная что такое семинар в Сочи я уже в четвертый раз лечу сюда с велосипедом. Особенности катания на велосипеде во время семинара я здесь и попытаюсь осветить.
Первый и самый главный вопрос: доставка велосипеда. Есть два основных способа.
1. Ищется поезд с передвижной камерой хранения. На жаргоне железнодорожников ПКК
Велосипед сдается в состоянии как есть, то есть не подвергается никаким разборкам. Единственно рекомендую снять навесное, легко снимаемое оборудование типа велокомпьютера и фонарей. По приезду вы подходите к этому вагону и на зависть всем пассажирам уезжаете своим ходом прямо с перрона.
2. Перевозка самолетом требует разборки, упаковки велосипеда и изготовление прочного мешка подходящих размеров. Разборка заключается в снятии колес, седла, крыльев, педалей, руля, механизма переключения скоростей. Затем переключатель скоростей вместе с цепью обматывается тряпкой и привязывается к раме, руль привязывается к верхней трубе рамы, колеса по разные стороны от рамы. Педали либо прикручиваются изнутри, либо кладутся в сумочку. Седло находит место между колес внутри рамы. Все это помещается в мешок, который тщательно завязывается и обматывается крест на крест или как получится верёвкой не тоньше 6 мм. Если вам повезет и вы плетите ИЛ86 то вы сами заносите эту упаковку в багажный отсек. Если самолет другой – вы просто этот тюк сдаете в багаж и молите бога, чтобы грузчики обошлись с ним поласковей. По моему опыту каждый перелет прибавляет 2-4 царапины на раме и пару дырок в чемоданах других пассажиров(вилка все-таки торчит и по ее цвету можно определить цвет чемодана об который она все время терлась). Более серьезных поломок я не получал. По прилету вы получаете свой велосипед в первую очередь, поскольку грузчикам хватает ума не класть его на самое дно контейнера. Сборка велосипеда на глазах толпы жаждущих таксистов прибавляет сил и улучшает настроение. На назойливые предложения отвезти вас отвечаем, что еду сам, а мою сумку предлагаю отвести за пол цены, поскольку весит она существенно меньше меня. Довольно быстро помогает. Сборка велосипеда в аэропорту занимает у меня примерно 0.5 часа.
Про велосипед. Два раза я ездил по Сочи и окрестностям на Старт-шоссе, последние два раза на Author Stratos. Данный велосипед имеет класс «гибрид». Передняя вилка без амортизатора. Это среднее между горным и шоссейным велосипедами. Скоростей 3х8, что позволяет набирать скорость на спусках до 60 км/час (рекорд 66) и забираться сидя в седле велосипеда почти на все подъемы, имеющиеся на асфальтовых дорогах. Считаю велосипед данного класса оптимальным для езды по асфальтовым и грунтовым дорогам в данном регионе. Катание на Старт- шоссе тоже приносило удовольствие, но набор скоростей не позволял преодолевать все подъемы, а наличие трубки на переднем колесе вызывало опасение при скоростных спусках и движении по грунтовым дорогам. Хоть дороги в основном чистые, но острые камушки все-таки попадаются. На заднем колесе у меня стояла шина 622х30. Колеса колол 3 раза и все передние. Брать с собой запасную камеру рекомендую настоятельно. Также рекомендую оснастить велосипед задним мигающим красным фонариком. Добавляет уверенности, что в тоннеле тебя объедут. Определить положение обгоняющей тебя машины в тоннеле невозможно. Все гудит и кажется что наезжают прямо на тебя. Страшно, а скорее непривычно для равнинного катальщика.
Про покрытие. Основные магистрали в Сочи и окрестностях по Московским понятиям в прекрасном состоянии. Попасть в яму глубиной более 4 см практически невозможно. Это сильно расслабляет и возможен наезд на камушек, который может оказаться не очень маленьким. Обочины дороги чистые и в основном отделены сплошной линией, что позволяет ехать почти по велодорожке. Все мои проколы либо на камушке, либо на стекле. Саморезов не ловил ни разу. Единственное, что огорчает, так это решетки ливневой канализации, которые изготовлены специально, чтобы велосипедисты ломали колеса.
Места катания. Я катался на условиях, что каждую ночь ночую в пансионате, а максимальный пробег на велосипеде для меня 120-130 км за день. Располагаюсь всегда в курортном городке Адлера, пансионат Фрегат. Это накладывает ограничение по расстоянию на движение в одну сторону. По Сочи я перемещался только своим ходом, а в Абхазии пользовался маршрутными такси , рейсовыми и экскурсионными автобусами. Организация общественного транспорта позволяет уехать дальше своих возможностей и посмотреть удаленные объекты. Но про Абхазию позже отдельно. Сам Сочи не представляет кокого-либо интереса. Набережные короткие, народа на них много и часто перерезаны ведомственными территориями всяких санаториев. Из парка Ривьера меня попросили, а улицы в основном забиты машинами. Эффект приморского и горного воздуха на них теряется. По Сочи надо прокатиться один раз, получить представление о городе и направиться по многочисленным дорогам в горы. Практически по каждому ущелью, уходящему в горы идет дорога. Природа Кавказа щедра на красивые природные объекты, поэтому каждая такая дорога приводит к водопадам, пещерам и прочим достопримечательностям. Я купил карту-схему Большого Сочи и методически объехал все возможные дороги, перпендикулярные побережью. Подъемы в основном крутые, но стоит их преодолеть ради природы и воздуха, которые вас там встретят. Из Адлера оказываются в пределах дневной досягаемости все объекты от Абхазской границы до Дагомыса. Но все эти маршруты я катал, когда у меня было пол дня, не надо забывать про конференцию, благодаря которой я оказываюсь в Сочи. Самые прекрасные маршруты в Сочи – это Абхазия и Красная поляна. Все рекрационные объекты( так теперь они называются) платные, стоимость входа от 20 до 100 руб. Наличие велосипеда пусть вас не останавливает. Я всегда договаривался либо с теми, кто продает билеты, либо с хозяевами кафе, которые в обязательном порядке присутствуют там, на оставление велосипеда и присмотра за ним. В некоторых местах заказывал что-нибудь несущественное, а в большинстве случаев обходился душевными беседами про жизнь и велосипед в частности. Замечу, что велосипедисты не балуют своим посещением данные места и появление взрослого мужика на велосипеде вызывает всеобщий интерес и массу вопросов, начиная от места проживания и кончая техническими характеристиками меня и моего велосипеда.
Маршрут на Красную поляну. Маршрут на целый день. Я умудрялся укладываться от завтрака до ужина. Выезжал в 8-20, приезжал 17-50. Расстояние за день получалось 120 км. Подъем примерно 500 м. Крутых участков нет. Указатели на дорогах в данном регионе присутствуют, поэтому нахождение правильного направления не представляет сложностей. По дороге вы можете осмотреть массу объектов: всякие пасеки, форелевые и страусиные хозяйства, масса кафешек, где можно съесть форель( вкусная рыба). Рекомендую посмотреть висячие мостики через Мзымту. Живописно. В настоящий момент участок дороги « Пронеси господи» или скальный участок закрыт. Так выглядел этот участок в 2002 году.
Причем злые охранники не пускают на этот участок ни под каким предлогом. Но стоят они почему-то только со стороны Адлера. Поэтому вы имеете возможность прокатиться по этому участку дороги когда проедете тоннель или на обратной дороге. Причем на обратной дороге это сделать лучше, так как лучше освещение. Когда дорога работала, ее чистили и проводили профилактические мероприятия для предотвращения камнепадов. Сейчас этим, по видимому, никто не занимается. Поэтому катание здесь на Ваш страх и риск. Но участок стоит того, чтобы его обкатать. Я катался по нему еще на Старт-шоссе. Ехать в одиночку по направлению к Красной поляне я не смог. Во первых справа пропасть, а бордюр ниже моей коленки, когда я восседаю на вело, то есть кувыркнуться туда не представляет никаких проблем. Второе: на встречу едут машины и не только легковые. Пододвинуться к скале, чтобы дать велосипедисту возможность ехать не по самому краю они не могут, не так по видимому воспитаны. А у меня коленки дрожат. Выход я нашел простой. Дождался широкой машины в попутном направлении, кажется это был автобус, и пристроился за ним. Поскольку даже лихие джигиты там едут не более 25 км/час я без труда проехал скальный участок, сменив несколько ведущих меня машин. Очень хотелось останавливаться и наслаждаться мощью природы. После тоннеля скального участка почти вся дорога новая. Слева периодически виднеется карниз старой дороги, которая была значительно живописнее. Попытка в этом году проехать по ней удалась, но дорога вся завалена камнями и деревьями так, что часть пришлось идти пешком. После второго тоннеля старая дорога еще живописнее. Если есть запас времени рекомендую покататься там. Перед тоннелями стоит или стоят охранники. От скуки или еще от чего останавливают, вступают в расспрашивание про вело и прочее, а если плохое настроение то производят досмотр рюкзачка, с которым я езжу. Правомочность таких действий мне неизвестна, а смысл совсем не понятен. Террористы не ездят на велосипедах, а машины никто не осматривает. Но попадаются и приятные в общении люди. Если вы склонны к разговорам и хотите отдохнуть(вплоть до чая) то включайте ваше обаяние и беседуйте. Собственно поселок Красная поляна большого интереса не представляет, если вы не любитель архитектурных форм горного курорта. Поэтому проезжаете поселок и до конца асфальта, где находится нижняя станция подъемника. Велосипед можно оставить прямо на подъемнике и если вы не были наверху то очень рекомендую. Я туда поднимался еще за 450 руб. Осенью 2006 года стоимость подъема до высшей точки уже 700 руб. Кусается. Но горы есть горы, раскошеливайтесь, одевайтесь(одежду дают в обмен на велосипед -хихи) и поднимайтесь. На меня горы производят благодатно-успокаивающее действие особенно, когда приезжаешь в горы на любимом велосипеде. Надеюсь, что равнодушных к горам людей нет. Кафе вокруг подъемника дорогие, поэтому я обедал на расстоянии нескольких километров от подъемника по дороге назад. Не знаю почему и ко всем ли это относится, но находясь с велосипедом в местах скопления людей постоянно попадаются люди интересующиеся моим велосипедом, мной и прочими разностями. Иногда я вступаю в дискуссию с удовольствием, с чувством собственного «величия» а иногда мне это не нравиться. Все зависит от интонации первых слов с которыми к тебе обращаются. Но все-таки я стараюсь поддерживать такие разговоры в надежде найти единомышленников в моем способе отдыха и времяпровождении. Классические велотуристы меня не очень интересуют, поскольку перемещающиеся со своим скарбом медленно и тягуче. А я испытываю наслаждение от перемещения на легком, шустром велосипеде, когда я отягощен только запасной камерой, велосипедным ключом и кошельком. К сожалению, таких попутчиков я пока не нашел. Возвращение домой в горах имеет свою особенность. Она банальна: ВНИЗ ВЕЛОСИПЕД ЕДЕТ САМ. Вам остается только притормаживать и наслаждаться ветром и свистом в ушах. Спуск со скоростью от 35 до 45 км/час самый комфортный и, лично мне, приносит наслаждение.
АБХАЗИЯ
Этот велосипедный рай я выделяю в отдельную главу. Попасть на территорию Абхазии удается за 2-10 мин., если не случится какой-нибудь катаклизм. Для пересечения границы достаточно общегражданского паспорта. Организация подхода к границе вызывает возмущение и жалость к нашим и абхазским гражданам. Чтобы попасть на пограничный переход необходимо пройти длинный, примерно километр, коридор-дорожку со всеми вашими вещами. Подъехать туда невозможно. Я расцениваю это как издевательство над людьми. Однако это не относится к брату – велосипедисту. Вы лихо преодолеваете это расстояние за несколько минут, на зависть всем пешеходам.
Перед первой поездкой в Абхазию я долго выяснял у всех(начиная от горничных и таксистов и кончая пограничниками) об обстановке в Абхазии. Основное мнение: для отдыхающих в Абхазии никакой угрозы нет. Правда одна пограничница высказала мнение, что там все ездят без прав. Я для себя решил, что лучше без прав но с соблюдением правил, чем с правами но без соблюдения правил что в Сочи я наблюдал намного чаще чем в Абхазии.
Покинув пограничную зону вы попадаете в рай для велосипедистов. Пустые дороги, хорошее покрытие, дешевая еда, чистейший воздух (машин то почти нет), пустые пляжи на которых можно купаться голым, изумительные пейзажи в горной части, любезные люди. В Абхазии я обкатал два маршрута 1) граница – Гагра- Пицунда и 2) озеро Рица. Дорога до Гагры только что отремонтирована российскими рабочими из Сочи(номера на строительных машинах 23 региона) и на ней нет ни одной ямы, подъемы не крутые, виды на море прекрасные. Перед Гагрой длинный спуск позволяет вам отдохнуть, чтобы потом лихо заехать в приморский парк и выкатится прямо на пляж. Рекомендую к центру Гагры проехать по приморскому парку. Там хоть и грязновато, но достаточно красиво. Невольно вспоминаются советские времена, когда толпы счастливых граждан гуляли по приморскому парку. Сам когда-то таким был. Сейчас там пустынно, кое-что разрушено но двигаться на велосипеде можно. В 2004 году скромный обед в Гагре мне обошелся в 50 руб, а в 2006 году уже 105. Русский отдыхающий делает свое дело, абхазы входят во вкус. Проезжаем Гагру и перед нами поворот на Пицунду. Дорога периодически идет в эвкалиптовом обрамлении, на дороге попадаются раздавленные ежи и змеи, а в придорожных кустах можно попастись ежевикой. В Пицунде функционируют пансионаты на берегу, набережная в приличном состоянии. Роща реликтовых сосен еще не спилена
Заехал на территорию пансионата «Самшитовая роща» Все очень чисто и ухожено. Попытался выяснить стоимость проживания и возможность поселения. Оказалось, что почти все места проданы через Московские фирмы заранее , но телефон дали 8 928 2000074.
Дорогу домой я сократил, сев в Гагре в маршрутное такси, которое меня быстро довезло до границы. Местные водители всегда с вниманием относятся к потенциальным плательщикам. Поэтому проблему куда деть велосипед они решают сами. От вас требуется только снять переднее колесо. Границу пересекал около часа. У несчастной России не хватило электричества на границу, а без отметки в компьютере ни своих, ни чужих в Россию не пускают.
Дорога на Рицу и обратно примерно 180 км. Поэтому я от границы доехал на маршрутке до поворота на Рицу. Ехал в газели, в которой водитель вытащил из под задних сидений свое барахло и разместил там мой велосипед. Правда взял за это 100 руб. От поворота до Голубого озера очень слабый подъем. Внимание!. По дороге достают собаки. До укусов дело не дошло, но радости не добавило. Перед Голубым озером КПП, где с вас захотят содрать 100 руб за посещение типа заповедника. После рассказа о тяжелой доли велосипедиста и приврав, что еду из Адлера, покупаю детский билет за 50 руб. Торг был совсем не долгий, а беседа заняла 10 минут. Перед Голубым озером рыночек, на который можно въехать с приличной скоростью и лихо затормозить по середине. Этим вы привлечете внимание многочисленных торговцев местным вином, чачей, хачапури и т.п., которые тут же начнут вам все это впаривать. Здесь я впервые в жизни дегустировал вино, не слезая с велосипеда. Класс. Но от чачи отказался. Все-таки я за рулем. На стоянке с автобусами буквально со второй попытки договорился, что меня с велосипедом поднимут на Рицу. Такса 100 руб. Желающие могут подняться и самостоятельно, но это 25 км и 800 м высоты, причем набор высоты на последних 5 км. Дорога на Рицу очень живописная, сама Рица тоже прекрасная.
На Рице поехал на дачу Сталина, это по правой стороне обогнув озеро на ¾. На дачу не пустили без экскурсии, которая тоже 100 руб. Со слов охранника смотреть там особенно нечего, поскольку Сталин был аскетом. Возвращение назад просто песня. Велосипед опять едет сам и почему-то быстро. Проверьте тормоза и вниз. Не забудьте остановиться на участке «Прощай Родина», где меня после тщательного расспроса одна женщина познакомила со своим сыном, примерно 17 годов, с целью передачи моего опыта катания по горам. Очень мне это надо было. В зависимости от остатка сил домой возвращаетесь, либо на маршрутке от поворота на Пицунду, либо своим ходом. У меня длина маршрута на вело получилась 110 км.