Отчет о некатегорийном походе по Полярному Уралу в сентябре 2006 года.

Группа в составе 9 человек собралась благодаря энтузиазму Николая, за что ему большое спасибо. Интернету тоже спасибо, так как без него не обошлось.

Дорога на Полярный Урал в поезде ничем не привлекательна. По сравнению с направлением на Кольский и Карелию турья намного меньше. Соответственно разговоров о походах тоже меньше. Водка и пиво правда льются с тем же энтузиазмом. Для любознательных в области техники и транспорта скажу, что с машинистом поезда можно договориться об экскурсии в кабину тепловоза, что мы и осуществили. Машинист пустить нас в количестве 4 человек в кабину согласился быстро и потом даже денег не взял. Бывают приятные люди на белом свете. Краткие выводы после экскурсии: безопасность на высшем уровне (каждые 1.5 минуты зажигается красная лампочка

 

Прибыли почти по расписанию, разгрузились, пошли к столбу Европа-Азия. Это вперед по ходу поезда примерно 500 м. Поглядываю направо в горы, куда нам предстоит идти. Ничего привлекательного. Если внизу нет почти никакой растительности выше колена, то представляю, что ждет наверху. Невольно вспоминаются Хибины, где внизу полноценный любимый лес.

 

На обратной дороге зашли на станцию к дежурному поинтересоваться расписанием. В комнате дежурного увидели раритет на железной дороге. Оказывается, на данном  участке дороги действует жезловая система разрешения движения поезду, то есть при этой системе не используются светофоры. Эта система работала еще в позапрошлом веке.  Все железнодорожники утверждают, что надежнее системы еще не придумали. А разговаривали на эту тему мы с дежурным по станции и машинистом, который прокатил нас один перегон в своей кабине. Так выглядит аппарат, выдающий и принимающий жезл.

 

            Взяв рюкзаки, пошли обратно в Москву по рельсам. Слева виднеется дорога, по которой нам идти в горы. Через 300 м повернули в тундру на юг. Спрятали недоеденные в поезде продукты. Пробили данную точку в GPS.

            Первые километры на юг по тундре. Под ногами нечто похожее на дорогу. Дорога на Урале – это не дорога в средней полосе. Дорога - это след от проехавшего когда-то гусеничного вездехода. Другие здесь не ездят. Затем вода оформляет это в нечто похожее на дорогу.

 

Движение по такой дороге не всегда приводит к облегчению по сравнению с перемещением просто по тундре. Поэтому очень часто дорога задает только направление движения, а путь движения каждый выбирает себе сам. Часто проложенная колея становится руслом для бесчисленных ручейков и речушек. Первые километры по хлюпающей тундре особого восторга не вызвали. Хорошая обувь на «Gore Tex» пока сопротивляется воде по щиколотку и ноги почти у всех сухие. Погода переменчивая, но длительных дождей нет.

            Первая ночевка “N1” ( в дальнейшем в кавычках буду обозначать точки на карте пробитые в GPS). Голая долина, дров нет и в помине, ветер, изредка моросящий дождь. На запад от стоянки небольшая расщелина со снежником.

 

Такого рода расщелины и ущелья будут в дальнейшем попадаться довольно часто. По дну  ущелья обязательно течет ручей или речка, которые проделали тоннель в снегу. По  тоннелю иногда можно ходить. Очень красиво и необычно. Вечерний ужин, приготовленный на газу. не доставляет того удовольствия, которое испытываешь обычно в лесной полосе с костром, бревнышками вокруг костра, разговорами в дыму костра.

            2 день. Характер дороги, ручьев и погоды не изменился. Со второй половины дня пошел дождь. Встретили группу из Ярославля в количестве 4 человек. Очень удивились, когда они не переобуваясь пошли на переправу через речку. Просто наши ноги в некоторых местах еще были не совсем мокрые, поскольку это был только второй ходовой день. Gore Tex  еще что-то держал. Вечерний ужин опять на газу. Быстро, без лишних разговоров и спать.

            3 день. Подъем без дождя. Подъем на плато-перевал в быстром темпе. Далее по плато подошли к озерам. Почти высокогорные озера.

 

Здесь мы первый и далеко не последний раз попали в облако. Ощущения в облаке некомфортные. Особенно это начинаешь понимать через некоторое время. Вроде бы нет дождя, но одежда медленно  намокает и, что самое отвратительное, совсем не сохнет. Поэтому суть фотографии расположенной ниже – бессмыслица. Можно проходить с такой вешалкой целый день по Уралу и ничего не высушить.

К концу этого дня ноги были мокрые уже у всех. За такие страдания Урал нам подарил первую стоянку с дровами.( N3).  Сказал бы мне кто-нибудь в Карелии что это дрова- помер бы со смеху. А здесь – ДРОВА. Зажечь их удалось только при помощи мусора, который мы несли с первых дней с собой. Вот такие мы «зеленые».

 

            4 день. С утра хорошая погода. Держим курс на Пайер. Удачно срезаем слияние рек. При спуске к реке делаем пережор прямо на склоне, благо дров предостаточно, а воды, впервые на Урале , нет.  На реке Бол. Хараматолоу встречаем двух мужичков. Обоим сильно за 60 лет. В беседе выясняем, что ходят на Урал 17 лет. Объясняют это особой привлекательностью Полярного Урала. У меня эта привлекательность не проснулась даже после возвращения в Москву. Обратили внимание на их обувь. Идут в резиновых сапогах с самодельными ботфорами. Мы все дружно задумываемся на эту тему. Их фраза, что они идут с сухими ногами приводит нас в вожделенный трепет и вызывает чувство зависти, а их рассказ о форсировании всяких речек приводит нас в восторг. 17 лет походов по Уралу дают о себе знать. Ночуем на берегу Хараматолоу,(N4)  напротив речки, вытекающей из озера, куда мы собирались сбегать. Отмечаем день рождения одного из участников похода. По сему поводу порция спирта увеличена в 2 раза. Ужин готовим на дровах.

5 день. Идем вверх по Хараматолоу. Проходим поверху красивое ущелье.

После форсирование Бол. Хараматолоу выходим на плоское муждуречье. Количество грибов начинает увеличиваться до безобразия

.

Берем только те, которые пролезают через колечко, сложенное большим и указательным пальцем. Причем червивых грибов нет по определению. Похоже, грибные черви не выживают в таких условиях, а мы еще живы.

Добрели до бывшей стоянки геологов. Развели костер на остатках вагончика в который добавили каменный уголь, который нашли здесь. Горит хорошо и жару дает предостаточно. Все начали мечтать как хорошо бы было здесь встать на ночь и просушиться. Но грибы сварены, съедены и нас ждет дальнейшая дорога на Пайер. Дошли до перевала Европа-Азия. (Е-А). Перевал с северной стороны полностью закрыт снегом. Идется по нему легко. Очень удивительно, когда стоишь на снегу и тебя кусают комары. На фото вся наша группа за исключением меня.

 

            Добрели до ночевки 5 (N5). Пока шли по долине к нам прибился олень. Фотографировать оленя все начали с дистанции примерно 200 метров. Постепенно животное подходило к нам ближе и ближе. Было впечатление, что оно нуждается в нашем обществе. Погода переменчивая, дров нет и после быстрого ужина все разбрелись спать.

            5 день. Наша цель –Пайер. Форсируем две речки и включаем все силы, дабы дойти до цели. На пути красивое ущелье с водопадом. Силы кончаются, Пайер впереди весь в облаках, погода лучше не становится. Вышли на  плато после которого нас ждет подножье Пайера. По пути спугнули зайца. Заяц жирный и красивый. И что только он ест здесь&.

Подошли к подножью Пайера. Последний час движения все время в облаке. Вроде бы и не дождь, но и не сухая погода. Сил хватило дойти только до ближайшего маленького озера. Желанный Пайер не виден – весь в облаках. Соседние горы тоже в облаках. Противоположный конец озера и тот не виден, облако.

 

И чего только люди забыли на Полярном Урале. Приготовление ужина под дождем. И это кульминация похода, быстро поели и спать. На улицу нос высовывать не хочется. О том чтоб чего-нибудь высушить речи не идет. Ночевка (N6)

            6 день. Тихий ужас. На улицу не хочется. Некоторые отважные пошли посмотреть на озеро. Говорят, что получили удовольствие, врут наверное. Я целый день плющил физиономию и слушал вражеские голоса. Обидно за державу, но на севере центра нашей страны ничего кроме вражеских голосов на русском языке не поймаешь. Китай, Свободная Европа, голос Америки – пожалуйста, а радио России – кукишь. День вычеркнут из жизни полностью. Настроение – дрянь. Скорее бы утро и тикать отсюда.

            7 день. Ура. Мы снимаемся из этого гнилого места. Наша палатка собралась на редкость быстро и с нетерпением ждем пока соберутся другие. Дорога назад, кажется легче и быстрее. Чем ниже спускаемся – тем лучше погода. Мы, наконец, покинули зону облаков. На этом переходе некоторые наши туристы решили попробовать прочность Уральских камней. Результат на лбу

 

    Преодолевая желание наших товарищей встать на ночь досрочно, на последних силах доходим до ночевки N5. Последние 4 км шли напрямую по GPS. Вышли на ночевку точно и наикратчайшим путем. Очень удобно и практично. Всем рекомендую приобрести данное устройство и помнить про ЗАПАСНОЙ КОМПЛЕКТ БАТАРЕЕК. А то будет очень обидно, когда они кончатся в самый нужный момент. Во второй половине дня начинаем замечать, что на востоке, в Азии, вроде бы как меньше облачность. Причем это явление стабильное, что вселяет надежду на завтра, может  мы попадем в хорошую погоду

            8 день. Поскольку в Азии виднеется хорошее небо, мы на всех парах двигаем туда. Олениха, которая сопровождала нас в этих краях, пригласила оленя и теперь они вдвоем идут за нами. Дистанцию держат до 50 метров. Им явно не хватает нашего общества, но чего-то побаиваются. Глядя, как они перемещаются по тундре, становится завидно. Они  легко бегут как по камням, так  и по болотам и почти не смотрят под ноги. Нам бы так.

 

.

    Все мы становимся свидетелями интересного погодного явления. Движемся мы на восток и впереди постоянно чистое небо. А сзади, на западе, тяжелые тучи и нас постоянно догоняют дожди. Но чем дальше на восток тем дождя меньше, а небо светлее. Дойдя до некоторой мистической границы мы поняли, что сюда тучам из «мерзкой Европы» вход запрещен, а вернее, они растворяются на коротком участке пробега. На глаз это 2 км. Если я непонятно изложил, то вторая попытка. Сплошная облачность из Европы набегая на Азию просто растворяется в чистом и прекрасном, для нас, воздухе Азии. Фантастика. Скорость нашего движения увеличивается от одной мысли, что мы попадем в сухую ясную погоду. На ночевку 9 (N9) мы уже становились без какого либо намека на дождь. Дрова в этом месте тоже нашлись. Жизнь удалась. Ура, да здравствует Азия.

            9 день. По суху ходить оказывается намного приятнее. Даже тундра чавкает меньше. На плоскогорье наблюдаем бедное одинокое дерево.

 

Правая сторона этого дерева смотрит на запад, откуда всегда дует сильный ветер, который и поломал все ветки с этой стороны. Дерево не смогло побороть стихию со стороны коварной Европы. Под сильный ветер в спину мы наконец пришли к нормальной, сильно накатанной дороге.

 

Впервые за 9 дней можно идти и не смотреть непрерывно под ноги.  По этой дороге мы пришли к самой серьезной переправе на нашем пути.

 

Но наличие леса на берегах, хорошая погода и бодрящая вода удерживали наше настроение на прекрасном уровне. Кроме этого, пошли грибы подосиновики – по нашему или красноголовики – по местному.

И хотя ночевка 9 (N9) была не самая живописная , поскольку к берегу реки мы пробраться не смогли, Урал дал нам хороший день с обилием голубики и хороших грибов.

            10 день. Первые минуты движения начались по дороге-реке. Река не нашла себе иного русла, чем дорогу. И если обычно она течет по дороге несколько метров , в нашем случае река резвилась на дороге примерно 500 м. Но направление движения уже на север, а это пахнет цивилизацией и железной дорогой. Идем по настоящему лесу. Но лес постепенно редеет, а на очередном перевале нас ждет болото-танкодром, которое скушало ногу нашего товарища по колено. 10 ночевка (N10) с мраморным костровищем  порадовала нас прекрасным видом на реку, гору Черная и доносившемся шумом от двигателя вездехода.

            11 день. Дневка. Самые энергичные идут на гору Черная, а остальные собирают грибы, ловят безрезультатно рыбу и слушают вражьи голоса. Европа все-таки дожала Азию и периодически идут недлинные дожди

            12 день. Запах цивилизации все ощутимее. Скорость увеличивается. Но по дороге слева изумительное ущелье, покрытое снегом.

 Отправляемся на экскурсию, которая затягивается на 3 часа. Мою лексику после появления Дениса и Николая лучше бы никому не слышать. Данное ущелье и грот оставили очень сильное впечатление. Лично я такого ни разу не видел. Ночевка (N12).

            13 день. С самого начала мы планировали посетить города Лобытнанги и Салехард. Когда еще удастся попасть сюда?. Поэтому я, Денис и Андрей после раннего подъема , быстрого завтрака и быстрого сбора покидаем команду и чешем к железной дороге. По дороге к нам присоединяется пара поляков, которые тоже отрываются от своей команды и держат путь к цивилизации с той же целью – посетить Салехард и, возможно, уплыть на пароходе по Оби. По дороге изучаем польский язык. Слова по отдельности все понимаются, а когда в речи – то нет. Впереди видна станция Полярный Урал и столб Европа-Азия. Пьем за Российско – Польскую дружбу и ждем поезд до Лобытнанги.

Лобытнанги – поселок не заслуживающий особого внимания. Добираемся на маршрутке до переправы через Обь. Обь могуча и прекрасна. Это моя вторая великая Сибирская река, где я отмечаюсь своим традиционным методом. Собственно переправа через Обь заняла  20 мин, и море таксистов предлагают довести нас до гостиницы  Ямал, которую еще в поезде нам рекомендовали.

            Салехард оставил приятное впечатление. Жалко, что мы были в понедельник, когда не работал музей Шимановского. Говорят он достоин осмотра. Одного дня для осмотра Салехарда вполне достаточно. Рекомендуем всем съездить в магазин рыбзавода. Местный муксун очень вкусный.

 

Здесь лежат карта, привязка к GPS, маршрутные точки, треки

Отчет по этому маршруту составленный Николаем лежит здесь http://www.vasilich-k.narod.ru/pohod/ph_polaru.htm

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz